Заказать звонок

+7 (495) 649-43-71
  Заказать звонок

+7 (495) 917-99-01
 WhatsApp +79779553363 
г. Москва, ул. Казакова, д. 6,
стр. 1, оф. 511 Схема проезда
info@artchina.su

Внимание с 2 апреля 2018 г. необходимо предоставлять медицинскую страховку для получения туристических виз!!!


По бизнес визам перед передачей документов лучше проконсультироваться с нами!!! Ситуация с подачей документов на бизнес визы нестабильная!


Особенности китайского менталитета. Часть вторая

11.01.2017

Практически каждый, кто не впервые занимается онлайн-оформлением визы в КНР, знает наизусть, какие документы потребуются для визы в Китай, и успел не раз побывать в Поднебесной, рано или поздно обращает внимание на особый стиль общения китайцев с иностранцами. Чувство собственного превосходства, которое сквозит в отношениях местных жителей с лаоваями, кого-то может обидеть, кого-то позабавить. В нашей очередной статье о китайском менталитете мы попробуем выяснить основные источники такой национальной «заносчивости».

Китай как Срединное государство

Пресловутое китайское высокомерие, это, прежде всего, ощущение древности цивилизации, истории, культуры. А вы знаете, когда была построена Великая Китайская стена? В каком веке жил Конфуций? А кому человечество обязано изобретением колеса, пороха, компаса? Эти исторические реалии, по мнению китайцев, дают им право смотреть на другие нации снисходительно.

Великая Китайская стена является крупнейшим памятником архитектуры

Великая Китайская стена является крупнейшим памятником архитектуры

Картина мира, сформированная еще древними китайцами, выглядит очень интересно. Они считали, что Поднебесная находится в самом центре мира в горизонтали и по вертикали. Потому по-китайски эта страна называется «Чжунго», что переводится как Срединное государство. Еще одна яркая иллюстрация такого мировосприятия – название «Поднебесная». Изначально этот термин использовался для обозначения всего мира, позднее так стала называться территория, на которую распространялась власть китайского императора.

Конфуцианская идеология рассматривала императора как представителя неба на Земле, а подвластные ему земли – как поднебесный мир. До наших дней сохранилось в Пекине место под названием «Пуп мира». Это Тяньтань, или Храм Неба, который является одним из символов города. В древние времена он был главным святилищем императорской столицы.

Великий китайский народ и все остальные

Императорский двор, согласно конфуцианскому учению, окружают концентрические круги. Ближе всего к императору находятся высшие чиновники, далее низшие чиновники, затем рядовые граждане. Замыкают эту систему вассальные царства (таковыми считались все известные иностранные государства) и «варвары» – народы, не знакомые с культурой и ритуалами.

Храм Неба в районе Пекина Дунчэн – самый большой храмово-монастырский комплекс в мире

Храм Неба в районе Пекина Дунчэн – самый большой храмово-монастырский комплекс в мире

Последний круг – это не только северные кочевые племена (маньчжуры, монголы и др.), но и европейцы («длинноносые», «облезлые», «заморские черти»). Традиционный Китай был замкнутым государством, а его жителей мало интересовал мир за пределами страны. Разве там есть что-то, чего нет в их империи? Так что пусть варвары сами приезжают в Поднебесную, привозят подарки императору и приобщаются к китайской культуре.

В те далекие времена слово «Поднебесная» являлось для китайцев синонимом порядка и цивилизации, оно четко определяло их место в мире. Заметим, что современные китайцы используют данный термин в значении «весь мир», однако в русском языке он сохраняет прежний смысл – как синоним Китая.

Согласитесь: «высокомерных» китайцев нельзя упрекнуть в негостеприимности. В этом плане они никогда не были «страной за Великой стеной». Китай всегда радушно распахивал двери перед иностранными торговцами, миссионерами, посольствами. Однако сам он вплоть до XIX века не имел в других государствах своих посольств, считая это ниже китайского достоинства. Напротив, именно иностранные послы должны быть приезжать к императору.

Китайское иероглифическое письмо возникло около 2000 лет до нашей эры

Китайское иероглифическое письмо возникло около 2000 лет до нашей эры

В каком-то смысле китайцев можно понять: их великую цивилизацию окружали преимущественно племенные образования, находившиеся на более низкой ступени развития. На севере и западе это были степные кочевники, на юге – племена мяо и яо, горцы Шаньдуна. Все эти «варвары четырех сторон света» воспринимались китайцами как дикари, чья культура, не имевшая письменности, не могла даже сравниться с китайской. Далее жителям Поднебесной предстояло знакомство с гуннами и монголами, Китай стал расширять свои границы на юге и востоке. Но все «новые» народы уступали в культурном развитии.

Видимо, поэтому, сколько бы кочевники ни захватывали земли Поднебесной (IV-VI вв. – тюрки, X-XII вв. – кидани, XII-XIV вв. – монголы, в XVII-IX вв. – маньчжуры), каждое нашествие в итоге поглощалось многомиллионным населением, так как эти «варварские» народы ничего не могли противопоставить тысячелетним традициям и культуре.

Эти «дикие» гости из Европы

Почему же в европейцах китайцы видели варваров? На это у них тоже было достаточно «оснований». Во-первых, европейцы не знали иероглифов, а значит, воспринимались жителями Поднебесной как люди неграмотные. Во-вторых, не знали и потому не соблюдали требования Ритуала (Этикета, Обрядности, одним словом – «ли»), то есть традиционных китайских церемоний.

«Конфуцианство» – западный термин, в Китае это древнее учение всегда именовалось «школой книжников»

«Конфуцианство» – западный термин, в Китае это древнее учение всегда именовалось «школой книжников»

Для местных это было признаком неразумной твари: только облекшись в новую плоть «ли», человек заслуживает звания человека, без «ли» он «хуже самой последней крысы». Вот почему даже сегодня для китайца нет ничего страшнее, чем «потерять лицо», выйти за пределы «ли».

Такая забота о «лице» в межличностном общении проявляется у китайцев в настойчивом избегании конфликта. Вот почему народ Поднебесной так стремится к сохранению устоявшихся связей, гармонии вещей. В это понятие гармонии вполне логично укладывается деление на «своих» и «чужих», китайцев и иностранцев, родных и неродных, членов коллектива и людей, находящихся за его пределами.

Закрепленное на генетическом уровне, подобное распределение ролей для китайцев практически незыблемо: друг должен оставаться другом, коллега – коллегой, чужестранец – чужестранцем. Потому иностранным гостям приходится долго штурмовать неприступную стену китайской «заносчивости», чтобы стать «своим».

В Китае всегда дорожили «корнем» –  родителями, старшими, предками; на Западе – ветвями, то есть детьми

В Китае всегда дорожили «корнем» – родителями, старшими, предками; на Западе – ветвями, то есть детьми

Такой стиль общения можно называть презрительным и высокомерным, а можно – защитным. Верность идее ритуала, делению на «своих» и чужих» облегчает китайцам жизнь у себя в Поднебесной. Замыкаясь в рамках своего сообщества, китайцы предпочитают избегать знакомства с нормами чужой культуры: для них это гарантированный способ избежать «потери лица».


Возврат к списку