г. Москва, ул. Казакова, д. 6,
стр. 1, оф. 511 Схема проезда
info@artchina.su
Часы работы: пн-пт подача с 10 до 18, получение с 10 до 19

+79779553363
wapp.png

Культ предков в Китае: из древности – в современность

26.03.2018

Заходя на сайт компании «АртЧайна», вы можете рассчитывать на профессиональную помощь в получении визы в Китай в любом необходимом объеме, вне зависимости от того, нужно ли вам узнать перечень необходимых документов, длительность процедуры и стоимость китайской визы, либо вы хотите заказать ее оформление в кратчайшие сроки. А еще – у вас всегда есть отличная возможность открыть для себя Поднебесную с новой стороны, ознакомившись со свежим материалом блога.

Китай считается одной из древнейших цивилизаций мира. А уникальность ее заключается в том, что многие из древних ритуалов и традиций в Поднебесной помнят по настоящее время. К примеру, культ предков.

Зачем было нужно угождать умершим

Пожалуй, нет ни одного народа, у истоков религиозных представлений которого не стояла бы вера в жизнь после смерти. Однако у китайцев культ предков остается сердцевиной духовной жизни и в наши дни. Потому некоторые исследователи называют его не только отличительной чертой китайской цивилизации, но и основным видом религии в Китае.

Вера в потустороннюю жизнь помогает переносить любые страдания

Вера в потустороннюю жизнь помогает переносить любые страдания

Важно понимать, что все древние культы и обряды для наших мудрых и предприимчивых пращуров изначально имели чисто практический смысл. Так, вера в загробную жизнь означала, что души умерших, даже находясь в ином мире, способны влиять на судьбы живущих в этом мире: вредить или, напротив, оказывать покровительство, помогать и защищать живых.

Отсюда – уверенность в том, что духов (в частности, духа общего предка рода по мужской линии) нужно умилостивить, регулярно помогая и снабжая его всем необходимым: одеждой, пищей, жильем, деньгами и даже рабами (в рабовладельческом обществе). Этот долг стал вторым по значимости для древнего китайца после долга выражать признательность Небу. Спустя какое-то время Небо стало рассматриваться в качестве предка всех живущих – и второй долг стал первым. И главным.

Смерть как событие знаменательное

Ввиду особого отношения к загробной жизни древние китайцы готовились к смерти задолго до ее наступления как к событию выдающемуся. Так, когда глава семьи вступал в преклонный возраст, близкие подносили ему в дар его посмертное обиталище, то есть гроб, который становился основным предметом гордости главы дома.

Гроб ставили в одной из комнат и заботились о его состоянии, покрывая снаружи и внутри дополнительными слоями особого состава из фарфорового порошка, смолы и лака. Состав защищал конструкцию и обеспечивал ее герметичность. Обладатель гроба мог быть спокоен за свое посмертное существование: после погребения его тело будет в сохранности.

В Древнем Китае в рот покойнику клали кусочек золота или серебра, обернутый белой бумагой

В Древнем Китае в рот покойнику клали кусочек золота или серебра, обернутый белой бумагой

Наступление смерти любимого и уважаемого человека не сразу признавалось его близкими: они не хотели верить в произошедшее и были убеждены, что покойный все еще находится рядом, наблюдает за своими домочадцами, живет их радостями и горестями. Факт смерти подтверждался особым обрядом. Так, на юге Китая существовал такой обычай: сын усопшего отчаянно и слезно просил душу отца снова вернуться в тело. После троекратного призыва, оставшегося без ответа, сомнений не было: надеяться не на что, так как отец «действительно мертвый». Также в рот или нос умершего могли положить лоскут хлопчатобумажной пряжи: его волокна пришли бы в движение даже при слабом дыхании.

Как усопшего готовили к погребению

Когда родственники убеждались в том, что глава семьи умер, женщины начинали громко кричать и причитать, выражая свою скорбь об усопшем и сообщая таким образом соседям и прохожим о постигшем дом несчастье. К ним впоследствии присоединялись друзья и близкие, пришедшие, чтобы утешить несчастных родственников. Кульминацией всеобщего плача являлся тот момент, когда покойника укладывали в гроб. В причитаниях должны были звучать имя умершего, место его рождения, перечисление заслуг, сожаление о его безвременной кончине.

Дом умершего и имущество в нем считались собственностью покойника – пользоваться ими никто не имел права

Дом умершего и имущество в нем считались собственностью покойника – пользоваться ими никто не имел права

Готовя к погребению (этот обряд назывался «малым облачением»), покойнику брили голову, обмывали тело, бинтовали и прокладывали шелковой ватой, связывали ему ноги, чтобы он неожиданно не вскочил. Через 3-7 дней проводили «большое облачение» и положение в гроб.

На тело надевали нечетное число похоронных одежд. Это условие было обязательным: нечетное число соответствовало светлому, мужскому началу «Янь», а четное – темному, женскому «Инь». Кроме того, наряд покойника был рассчитан на четыре времени года. Черные одежды запрещались: на том свете они могли превратиться в железо. В гроб также клали самые любимые вещи усопшего, в том числе драгоценности и книги, закрывали крышкой, а пазы тщательно шпаклевали.

Во время похорон били в гонги и барабаны, чтобы создать усопшему хорошее настроение при переходе в «мир теней»

Во время похорон били в гонги и барабаны, чтобы создать усопшему хорошее настроение при переходе в «мир теней»

Погребальные обычаи на севере Китае несколько отличались. Так, удостоверившись, что человек умер, его близкие зажигали в доме свечи, которые должны были помочь покойнику отыскать правильный путь в «мир теней». Богатые родственники клали на лоб усопшего жемчуг, также освещавший тропу в загробный мир. С аналогичной целью в гроб могли положить зеркало, поставить у ног покойника лампу или две свечи, а во время похоронной процессии несли рядом зажженный фонарь.

Как в древности проходил день похорон

В день похорон у гроба собирались все домочадцы усопшего. В правую руку ему вкладывали ивовую ветвь, чтобы он мог очищать свой путь от злых духов, а в левую – носовой платок и веер. Родные и близкие, рыдая, громко причитая и низко кланяясь, выстраивались перед гробом в определенном порядке. Старший сын умершего становился на колени и давал отцу подробный отчет обо всех обстоятельствах, связанных с погребальным обрядом. Он обязан был заверить покойника, что все сделано в соответствии с требованиями обычаев. Параллельно мужчина возливал жертвенное вино и возжигал благовония.

Согласно обычаю, во время громких причитаний родственники усопшего снимали все украшения, растрепывали волосы и оголяли ноги

Согласно обычаю, во время громких причитаний родственники усопшего снимали все украшения, растрепывали волосы и оголяли ноги

Гроб, установленный на специальные носилки с балдахином, несли к месту погребения. Для участия в похоронной процессии могли нанимать плакальщиков, певцов, танцоров и других творческих людей, включая шамана-экзорциста, который должен был изгонять злых духов. При этом звучала музыка, способная доставить удовольствие душе покойного. Она, естественно, могла иметь далеко не траурный характер, однако никак не отражалась на всеобщем отчаянном настроении.


Возврат к списку

Мы вКонтакте
Полезная информация