г. Москва, ул. Казакова, д. 6,
стр. 1, оф. 511 Схема проезда
info@artchina.su
Часы работы: пн-чт подача с 10 до 18, получение с 10 до 19
Пятница - подача с 10 до 17, получение с 10 до 18
+79779553363
wapp.png

Культ предков в Китае: из древности – в современность. Часть вторая

04.04.2018

Блуждая по бесконечным просторам интернета в поисках достоверной информации о том, что нужно для оформления визы в Китай самостоятельно, непременно посетите наш китайский визовый центр. Здесь вы найдете не только доступное описание процедуры и перечень необходимой документации, но и немало полезных сведений о жизни современной Поднебесной, ее обычаях и традициях.

В этой статье мы продолжаем повествование о культе предков, который многие исследователи называют не просто отличительной чертой китайской цивилизации, а основным видом религии в Китае.

Как выглядела в древности церемония погребения

Церемония погребения и период траура являлась одними из главных элементов культа предков в Поднебесной. В простонародье погребальный обряд назывался «траурным делом» либо «белым делом» – из-за белого цвета траурных одежд.

Траурный период обозначался посредством белого и серого траурного одеяния

Траурный период обозначался посредством белого и серого траурного одеяния

Важной частью похорон являлось сожжение предметов, которые предназначались для покойника и должны были пригодиться ему в «мире теней». Огню предавали пищу, одежду, свертки шелковой материи, орудия труда, украшения и так далее – все зависело от благосостояния семьи. Сжигался и временный навес у входа в дом покойника.

Этот обряд дожил до сегодняшних дней, но в более упрощенной форме: макеты вещей, включая дом, машину, мебель и даже бытовую технику, изготавливают и продают за неплохие деньги люди, для которых нередко такого рода траурные услуги являются постоянным и основным источником дохода. А семья сжигает бумажное имущество умершего в специально отведенных местах, обеспечивая своего родственника в загробном мире всем необходимым.

Но вернемся в прошлое. Знаковым считался и момент поднятия гроба, когда родственники быстро выбегали из комнаты, чтобы дух умершего не смог навлечь на них беду. Гроб устанавливали на катафалк, окрашенный в красный цвет и украшенный тканями с вышивкой, или же доставляли его к месту захоронения на носилках.

По понятиям древних китайцев, «подготовиться к смерти» означало приобрести при жизни добротный гроб и похоронное облачение

По понятиям древних китайцев, «подготовиться к смерти» означало приобрести при жизни добротный гроб и похоронное облачение

Под громкие причитания и скорбные рыдания гроб опускался в могилу. Однако этим священные обязанности почтительного сына перед отцом, отошедшим в мир иной, не исчерпывались.

Траур по-китайски: обязанности родственников, предписанные обычаем

Согласно канонической «Книге установлений», продолжительность и содержание траура зависела от степени родства с усопшим. Дольше всего скорбеть обязаны были дети по отцу и матери – три года. Все это время почтительный сын и иные домочадцы должны были носить белые траурные одежды.

Траурный срок включал три отдельных периода. В течение первого года предполагался глубокий траур, когда запрещалось пить вино, есть мясо, овощи и плоды. Второй год имел название «средний траур» – скорбящие могли принимать в пищу плоды и овощи. И третий год – «легкий траур» – позволял снова включить в рацион мясо и вино.

Обращая взоры в прошлое и вспоминая своих предков, китайцы  чувствуют себя бессмертными

Обращая взоры в прошлое и вспоминая своих предков, китайцы чувствуют себя бессмертными

Все это время запрещались всевозможные развлечения, прослушивание музыки и иные удовольствия. Семейные праздники, включая свадьбы, не справлялись, знаменательные события отмечались крайне скромно. Действительно почтительные дети спали на рогоже, безмолвно терпели жару, холод и любые невзгоды, как бы демонстрируя, что все эти горести – ничто в сравнении с уходом в мир иной их предка.

Древний обряд жертвоприношений

Жертвоприношения на могиле и в храмах также были обязательной частью культа предков. Каждая уважающая себя семья должна была иметь храм предков, а если она была очень бедная, ограничивались алтарем предков, который располагался на самом видном месте в жилище.

Поклонение ушедшим в «мир теней» было ежедневной обязанностью главы семьи: его день начинался с возжигания курений и поклонений в храме или у алтаря. Прочие родственники собирались там в каждый семейный праздник, а также с определенной периодичностью в обычные дни, чтобы совершить жертвоприношения, рассказать усопшим пращурам последние семейные новости.

Согласно предписаниям траурного ритуала, чиновник обязан был уйти со службы на три года

Согласно предписаниям траурного ритуала, чиновник обязан был уйти со службы на три года

Были и иные способы «угодить» обитателям загробного мира. Прежде всего, каждый китаец обязан знать историю многих поколений своей семьи, имена прадедов и их выдающиеся дела, позволяющие им жить в памяти потомков. Немаловажным моментом считалась и забота о могиле: установка каменных обелисков с изображениями и надписями, ограждений, защищающих от домашних и диких животных, уход за территорией могильных земель, посадка деревьев и кустарников.

От древнего культа – к философскому учению

Относительно простой культ предков выдающийся мыслитель Конфуций, живший в середине I тысячелетия до нашей эры, смог превратить в свод правил всеобъемлющих масштабов, обязательных для выполнения каждым китайцем. Основным понятием культа философ провозгласил сяо – принцип «сыновней почтительности», сформулированный во второй главе «Лунь-Юя» – главной книге конфуцианства: «Служить родителям согласно правилам ли, похоронить их, соблюдая установления ли, и приносить им жертвы, придерживаясь установлений ли».

Конфуций сумел придать культу предков статус философско-этической системы

Конфуций сумел придать культу предков статус философско-этической системы

Основная суть «правил ли» заключается в полном и безоговорочном послушании: уважении родителей, беспрекословном выполнении их воли, непрерывной и самоотверженной заботе об отце и матери, стремлении угодить во всем. Именно таковы священные обязанности всякого сына.

С подачи Конфуция культ предков получает всеобъемлющее социальное значение: каждый китаец, будь то простолюдин или император, должен посвятить свою жизнь служению родителям при жизни и после ухода в мир иной. Нерушимость этой вертикали становится залогом порядка на государственном уровне, объединяя отдельные семьи в одну большую семью. Преданный и почтительный сын – верный подданный, являющийся основой всей конструкции.

Суть «правил ли», провозглашенных Конфуцием, заключается в полном и безоговорочном послушании родителям

Суть «правил ли», провозглашенных Конфуцием, заключается в полном и безоговорочном послушании родителям

Так Конфуцию удалось превратить религиозный культ, уходящий своими корнями в первобытные времена, в стройную социальную доктрину. Она приобрела в Поднебесной государственный статус и универсальное значение и продолжает исправно работать и в современном Китае. О том, какие проявления находит культ предков в сегодняшнем КНР, читайте наш следующий материал.


Возврат к списку

Мы вКонтакте
Полезная информация